Профилактика детского суицида

   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 2

г. Навашино"

  

               

                                Версия сайта от 03.05.2024

Профилактика детского суицида

 

 

        В современных социально-экономических условиях проблема выявления, оказания помощи и предупреждение случаев суицида детей и подростков выходит на первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности учреждений, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам, в том числе, в образовательных учреждений. Отечественная наука трактует суицид как действия, содержащие в явном или неявном виде намерение лишения себя жизни, а суицидальное поведение – это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова).

 


Факторы, способствующие формированию суицидального поведения у подростков:

Социально-экономическая ситуация

Этнокультуральные особенности

Агрессивная информационная среда

Нарушенные взаимоотношения в семье

Семейная история суицида

Школьная неуспешность

«Прессинг» успеха

Отвержение в среде сверстников

Личностные особенности

Несформированность социально-важных навыков

Психические заболевания (патология)

Психотравма по потере близкого родственника

Смерть близкого человека

Перенесенное насилие

Конфликт со значимым человеком

Ранняя беременность

Употребление ПАВ

      Кристаллизующими факторами являются определенные ситуации, которые невольно стали своего рода «последней каплей» в кризисной ситуации, явились «пусковым механизмом» для совершения суицида (ссора с родителями, «несчастная любовь», страх наказания, конфликт со сверстниками.


Типология суицидального поведения:

     Истинный суицид – определяется желанием умереть, избавиться от невыносимых страданий. По своей природе это акт отчаяния, когда человеку кажется, что он исперчал все свои силы и возможности повлиять на ситуацию. Редко бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение и депрессивное состояние.

     Аффективный суицид – является импульсивной спонтанной реакцией на возникшую ситуацию в виде эмоционального аффекта (взрыва негативных эмоций), обусловленной потребностью в разрядке высочайшего психофизического напряжения. Происходит в результате недостаточной саморегуляции психоэмоционального состояния, используются «попавшие под руку» средства.

     Демонстративный суицид – не связан с желанием умереть, является способом привлечь внимание к своей беде или вызвать жалость и сострадание окружающих. Это своеобразный «крик о помощи». Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты упрямства в достижении цели любой ценой (вернуть любимого, добиться от родителей внимания или материальных вещей и т.д.). При этом истинное желание умереть отсутствует или понятие смерти не сформировано. Смертельный исход чаще бывает следствием роковой случайности.


По личностному смыслу самоубийства можно выделить следующие мотивационные варианты

суицидального поведения:

«Протест, месть» - подросток считает, что его интересы ущемляются, его обижают, но в силу невозможности адекватно ответить на притеснения, агрессию в отношении обидчиков он переводит на себя.

«Призыв» - подросток своим поступком как бы взывает к помощи других, значимых для него лиц, в разрешении его ситуации.

«Избегание» (наказания или страдания) – смысл суицида заключается в избежании непереносимости какой-либо угрозы или невыносимого страдания путем самоустранения.

«Самонаказание» - подросток совершал поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя, он тем самым искупает свою вину.

«Отказ» - отказывается от жизни в силу того, что по его мнению, он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было.

     Приведенная типология мотивационных вариантов суицидального поведения совпадает с аналогами общеповеденческих стратегий в ситуации конфликта. Сложившаяся предпочтительность личности реагировать по определенному типу дает возможность прогноза и профилактики суицидальных намерений на ранних этапах развития конфликта, зная личностные особенности подростка.

 


                                        Как распознать суицидальное поведение?

     В профилактике суицидов самым главным является вопрос: как же распознать суицидальные намерения ребенка (подростка), чтобы помешать реализоваться страшному замыслу? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются следующие признаки.

Словесные признаки. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

- прямо и явно говорить о смерти:

•«Я собираюсь покончить с собой»;

•«Я не могу так больше жить».

- косвенно намекать о своем намерении:

•«Мне все надоело, не хочу видеть, ничего делать»;

•«Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться»;

•«Вы еще пожалеете, но будет поздно».

- много шутить на тему самоубийства.

- проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти, загробной жизни, похоронными ритуалами.

Поведенческие признаки. Он или она могут:

- раздавать вещи, имеющую большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мирится с давними врагами.

- демонстрировать радикальные перемены в поведении:

•Есть слишком мало или слишком много;

•Стать неряшливым;

•Спать слишком много или слишком мало;

•В отношении к школе – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками;

•В поведении – проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии, настроении, вялость и апатия;

•В отношении к близким – замкнуться от семьи и друзей;

•В отношении к миру – быть чрезмерно деятельным или наоборот, безразличным к окружающему миру;

•Внезапно, без видимых причин, переходить от длительной депрессии к внутренней сосредоточенности и внешнему спокойствию;

•Стремиться к длительному уединению, совершать тайные приготовления, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;

•Рост употребления алкоголя или наркотиков.

•Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

                                                    


                                             Ситуационные признаки

     Человек может решиться на самоубийство, если:

- социально изолирован (не имеет друзей), чувствует себя отверженным;

- живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема;

- ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или психологического;

- предпринимал ранее попытки суицида;

- имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

- перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

- слишком критически настроен по отношению к себе.

                                                       


                                                         Профилактика

 

 

 

 


 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 февраля 2012 г. N 06-356 "О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся"

Методические рекомендации

по профилактике суицида среди детей и подростков

   

Диагностика суицидального поведения подростков


 

 

Скачать презентацию "Профилактика суицида"

 

 

 

Скачать презентацию "Профилактика суицида в школе"

 


 

 

 

Дата последнего обновления страницы 03.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения